Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст – период от 7 до 11 лет. Особенности этого периода состоят в том, что это возраст стремительного, интенсивного развития, которое охватывает различные сферы жизни. Рост и развитие проходит индивидуальными темпами, тем не менее, есть свои закономерности, общие для того или иного возраста. При этом стоит отметить, что развитие происходит неравномерно [2].
Важно правильно построить педагогический процесс в том случае, если работа ведется с детьми младшего школьного возраста, поскольку именно в это время происходит стремительное психическое, физическое развитие ребенка, формируются и совершенствуются основные физиологические и психосоматические процессы, совершенствуются функциональные и интеллектуальные возможности организма. Если эти возрастные и индивидуальные факторы не учитывать, можно нанести существенный ущерб организму. Поэтому первостепенную значимость имеет необходимость учитывать особенности физического и психического развития детей [4].
Так, на младший школьный возраст, приходится интенсивный рост тела в длину. Этот стремительный рост называют полуростовым скачком. При этом рост конечностей резко опережает рост туловища в длину. Динамика роста и функционального развития тех или иных органов и систем во многом зависит от индивидуальных и возрастных особенностей организма, а также от половых различий. Например, у девочек наблюдается более интенсивный рост объема и окружности грудной клетки. Как правило, в это время ребенок растет довольно быстро – на 7-10 см в год. В среднем рост ребенка составляет 107 см, а масса тела составляет примерно 17 кг. Затем прибавка веса и роста снижается, и в течение следующего года может составлять примерно 200 грамм и 0,5 см в месяц. При этом наблюдается более интенсивное развитие организма, становление его функционального состояния [7]. Отмечается высокая пластичность основных процессов. Тем не менее, важно и то, что в этот период организм становится более восприимчивым, в большей степени подвержен травмам и повреждающим воздействиям. В первую очередь, это связано с активным ростом, тканевой дифференциацией. Все это приводит к снижению сопротивляемости организма, к снижению его устойчивости к воздействию многих неблагоприятных факторов окружающей среды [8].
Также стоит отметить, что в этот период отмечается физиологическая слабость костной системы, нервно-мышечного аппарата. Это накладывает свой отпечаток на процесс организации физического воспитания и развития детей. Учитель физической культуры в этот период должен особенно внимательно относиться к построению тренировочного процесса, правильно выстраивать тренировочный процесс. Важно четко дозировать нагрузку. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления организма, повышенных нагрузок на организм. Это обусловлено тем, что любая чрезмерная нагрузка влечет за собой вред организму, подрывает защитные механизмы, снижает адаптационные возможности организма [9].
Нужно учитывать, что учитель физической культуры имеет дело с детьми, у которых все еще происходит формирование опорно-двигательного аппарата, его становление еще не закончено. У детей в этом возрасте много хрящевой ткани, количество которой преобладает над количеством костной ткани. При этом стоит отметить, что хрящевая ткань является более гибкой. Вместе с тем, она сильнее подвержена деформации, легче подвергается механическим повреждениям. Ткань содержит больше органических компонентов и меньше минеральных солей, что и определяет ее основные характеристики. Так, кости ребенка легче поддаются искривлению, с легкостью приобретают неправильную форму при неправильном распределении нагрузки, при неправильных воздействиях [6].
Окостенение скелета происходит довольно долго, в течение всего периода детства. В это время почти все кости, входящие в состав скелета, претерпевают значительные изменения, в частности, они значительным образом меняют форму, размер. Определенным образом изменяется и внутреннее строение кости. В целом, с тем или иным темпом, костная система будет продолжать формироваться в течение всего полового созревания. Некоторые изменения костной системы завершаются в 29 лет (окончательное срастание костей черепа) [4].
Обращает на себя внимание интенсивное развитие мышечной системы. Особое внимание стоит обратить на стремительное развитие крупных мышц. В первую очередь, развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние, различные естественные виды движения. При этом кисти и мышцы спины развиваются намного медленнее и в меньшей степени. Детям важно в это время выполнять различные упражнения, в основе которых лежат прыжки, бег, ходьба. Тем не менее, возникают сложности при выполнении упражнений, в которых задействованы мелкие мышцы, нужна высокая точность движений.
При подборе упражнений и построении тренировочного процесса, учитель обязательно должен учитывать эти особенности. Это позволит получить максимальный эффект от тренировок, и в то же время, позволит избежать травм и повреждений. Также нужно учитывать, что в этот период особенно важно добиться устойчивой позиции тела, возможности ее поддержания в течение определенного периода времени. При этом важно научить детей методам поддержания равновесия. Во многом способность к поддержанию равновесия зависит от слаженного взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных, и других рецепторов. Также учитывается масса тела, ростовые характеристики, площадь опоры [5].
Стоит отметить некоторые гендерные особенности. В частности, девочкам намного проще поддерживать равновесие, чем мальчикам. Тем не менее, девочкам намного проще выполнять короткие упражнения, тогда как мальчикам проще выполнять упражнения с довольно длительным периодом для выполнения. Девочкам легче выполнять короткие динамические упражнения, тогда как мальчикам намного проще даются статические упражнения. Кроме того, девочкам намного проще выполнять специальные упражнения, в которых опора идет на одну ногу. Это также нужно учитывать при построении тренировочного процесса [11].
Обращает на себя внимание то, что в младшем школьном возрасте, необходимо комплексно развивать основные двигательные навыки и физические качества детей. В частности, необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на развитие таких качеств, как быстрота, скорость, сила, выносливость, координация, ловкость. Эти качества в дальнейшем должны стать основной для развития и совершенствования организма.
Стоит отметить, что у детей отмечается некоторая асинхронная активность мышечной системы. Эта синхронность сохраняется довольно долго, в течение всего периода выполнения динамических нагрузок. Поэтому для детей важны синхронные динамические нагрузки. Эти упражнения эффективны тем, что они способствуют вовлечению большого количества мышц в работу [8].
В силу некоторых особенностей физического и психического развития детей, нужно учитывать, что детям нельзя давать много упражнений, в основе которых лежат элементы, направленные на упоры и висы. Также стоит отметить, что не стоит злоупотреблять упражнениями, которые требуют длительного сосредоточения внимания, поскольку у детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание [5]. Выполняются различные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц спины, кистей, рук, стоп. Также важны упражнения, направленные на развитие гибкости и выносливости. Важно выработать умение согласованно двигать руками и ногами во время ходьбы, передвижения, правильно держать корпус при различных видах деятельности и отдыха [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акрабов А.А. Модель и программа обучения технике соревновательных упражнений / Тяжелая атлетика: Ежегодник – 2015. – С. 51-59.
2. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. М.: Теор. и практ. физ. культ., 2017. - 780 c.
3. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст] / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (18). – С. 89-91
4. Гришина Ю.И Общая физическая подготовка: Знать и уметь. Учебное пособие. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2016. – 192 с.
5. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2018. - 265 с.
6. Замятина М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108-110.
7. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2015. - 368 с.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 2016. – 213 с.
9. Копылов Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
10. Лях В.И. Программа «Физическая культура». – М.: Просвещение, 2019. – 134 с.
11. Малейченко Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
12. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. — СПб.: Лань. 2015. — 384 с.
13. Примерная основная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15). – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения – 22.03.2021).
14. Саяпина С.Г. Актуальные проблемы исследований в области физической культуры и спорта [Текст] / С.Г. Саяпина // РЭУ имени Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал). Форум молодых ученных. – 2017. — С. 162-167.
15. Скобликова Т.В. Актуальные направления научных исследований в области физической культуры и спорта: от теории к практике [Текст] / Т.В. Скобликова, В.Ю. Андреева, А.В. Скриплев // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 441-443.
16. Теория и методика обучения предмету "физическая культура". Водные виды спорта. Учебное пособие / под ред. Булгакова Н. Ж. М.: Юрайт, 2019. - 304 с.
17. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Под ред. Барчуков И.С. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577). – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения – 22.03.2021).
19. Хазова С.А. Актуальные проблемы и современное состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст] / С.А. Хазова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 637-641.
20. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
21. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. - 104 с.
22. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А. А. М.: Юрайт, 2020. - 228 с.
23. Юрлов С.А. Спортивные санкции, применяемые к субъектам физической культуры и спорта в России // Современное право. 2015. N 2. С. 60 — 63.
24. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. - 114 с.